Воспитание высокой санитарной культуры населения, в т.ч. детей и подростков - одна из составных частей здорового образа жизни (ЗОЖ). В формировании санитарной культуры ведущая роль принадлежит комплексу мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению, что закреплено законодательно ст. 36 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-Ф. В Законе указано, что в целях повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, для распространения знаний о здоровом образе жизни должно проводиться гигиеническое воспитание и обучение граждан. Приказом МЗ и СР РФ от 23.07.2010г. № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») предусмотрено осуществление пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
Гигиеническое обучение и воспитание - это система образования, предполагающая комплексную просветительскую, обучающую и воспитательную деятельность.
Здоровый образ жизни детей и подростков - поведение, стиль способствующий сохранению, укреплению и восстановлению их здоровья.
Здоровый образ жизни предполагает высокий уровень санитарной культуры и поведения человека, направленного на борьбу с вредными привычками. негативно влияющими на здоровье. Именно вредные привычки входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний, существенно сказывающихся на состоянии здоровья детей и подростков.
Цель гигиенического воспитания и обучения:
- • Формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья
- • Повышение ответственности за здоровье
• Получение знаний и навыков по здоровому образу жизни
Задача гигиенического обучения и воспитания:
• Обучение детей и подростков современным подходам к оценке своего
здоровья;
• Формирование знаний и навыков самоконтроля за состоянием своего
здоровья;
• Формирование мотивации, знаний и навыков по ведению здорового
образа жизни, преодолению рисков для здоровья (курения, употребления
алкоголя, наркотических и психотропных средств; по приверженности
рациональному питанию, адекватной физической активности, соблюдению
режима труда и отдыха и др.);
• Овладение знаниями и навыками для соблюдения правил
гигиенического поведения.
Высокая распространенность основных факторов риска развития хронических заболеваний среди населения РФ диктует необходимость усиления деятельности по формированию здорового образа жизни у детей и подростков. На первый план выступают следующие задачи: диспансеризация больных детей и профилактика хронических форм заболеваний; организация гигиенического обучения и воспитания детей; вопросы санитарно - просветительной работы с родителями и детьми; санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия по охране здоровья детей; противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции; принципы рационального (сбалансированного) питания и вскармливания детей.
Первостепенные задачи информационно - коммуникационной Стратегии на период до 2020 года в данном направлении - это:
- снижение потребления алкоголя и табака;
- повышение уровня физической активности;
- приверженность рациональному питанию;
- снижение уровня психо-эмоциональной нагрузки.
Формы гигиенического воспитания и обучения:
- интерактивное общение - индивидуальное и групповое консультирование;
- проведение акций, лекций, бесед, консультаций, семинаров, круглых столов и
пр., сопровождается одновременным использованием буклетов, брошюр,
рецептур, памяток;
обсуждение имеющихся проблем между медицинскими работниками и пациентами;
выработка конкретных рекомендаций, сопровождаемая выдачей информационно-образовательных материалов всех видов (таблиц, схем. рецептур и т.п.);
- работа со СМИ.
2. Обучение навыкам ЗОЖ в школах здоровья.
Организация гигиенического обучения и воспитания детей и подростков в
оздоровительных учреждениях предусматривает:
Гигиеническое воспитание - профилактика заболеваний и распространение
знаний о здоровом образе жизни:
- •санитарное просвещение по вопросам личной гигиены, профилактики вредных привычек, травматизма, отравлений несъедобными ягодами, растениями, грибами, острых кишечных инфекционных заболеваний;
- •закрепление гигиенических навыков и умений;
- •оформление «уголков здоровья», выпуск стенных газет, бюллетеней, «молний»;
- •проведение «дней здоровья», праздников, игр, викторин.
- Физическая культура и адекватная физическая активность -создание благоприятного двигательного режима:
- ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика;
- прогулки и пешеходные экскурсии;
- лечебная физкультура и лечебная хореография;
- подвижные игры;
- спортивные игры и соревнования, праздники;
- общественно-полезный труд.
Рациональное сбалансированное питание - необходимое условие эффективного оздоровления:
- использование примерного 10-дневного утвержденного меню;
- выполнение норм питания по набору продуктов;
- соблюдение требований по ассортименту продуктов питания;
- выполнение веса порций для детей разного возраста;
- обеспечение требуемого соотношения белков, жиров и углеводов;
- соответствие калорийности суточного рациона возрасту детей.
Климатолечение - создание условий для выработки привычки к свежему воздуху:
Воздушные ванны. Солнечные ванны. Водные процедуры. Купание в
водоеме.
Распорядок дня - оздоравливающий фактор:
- •оптимальное чередование всех видов деятельности, в т. ч. общественно-полезного труда и самообслуживания, с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможностей детей;
- •чередование форм двигательной активности и отдыха с культурно-массовыми мероприятиями;
- •проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий;
- •максимальное пребывание на свежем воздухе;
- •соблюдение режима питания;
- •достаточная продолжительность сна.
- Санитарно-противоэпидемиологические мероприятия:
- •проведение противоклещевой обработки, дезинсекции, дератизации и дезинфекции;
- •гигиеническое содержание помещений и участка;
- •использование для питья бутилированной воды;
- •проведение влажной уборки и проветривания помещений;
- •соблюдение правил личной гигиены детьми и персоналом;
- •своевременное проведение банных дней со сменой нательного и постельного белья;
- •регулярный вывоз мусора.
- Профилактика травматизма
- •подготовленность физкультурно-спортивных сооружений;
- •исправность спортивного оборудования;
- •проведение инструктажей перед спортивными играми, соревнованиями;
- •соответствие виду спорта одежды и обуви ребенка;
• соответствие физической нагрузки возрасту и функциональным
возможностям ребенка.
В целях активизации деятельности по формированию здорового образа жизни рекомендуется:
- Информирование населения, детей и подростков о последствиях злоупотребления алкогольной продукцией, табакокурения, пагубного влияния на детский организм пассивного курения.
- Создание культуры рационального питания, предусматривающей
сохранению нормальной массы тела, борьба с ожирением, пропаганда здорового питания среди детей и их родителей.
3. Популяризация оптимального режима дня среди детей и подростков с
введением элементов двигательной активности, спорта, физического труда.
4. Своевременное выявление и коррекция стрессовых факторов.
Примерная тематика работы школы физической
активности приложение 1
План занятий №№пп |
Тема занятий |
Ответственный
за исполнение |
1 |
Низкая физическая активность - глобальная проблема. Влияние физической активности на здоровье. Виды двигательной активности. Когда и зачем заниматься физической культурой. Ограничения для занятий физической культурой.
Основные правила для занятий физической культурой. Утренняя гимнастика: целесообразность и формы. Оздоровительные упражнения для профилактики нарушений, связанных с пользованием компьютером. |
|
2 |
Гиподинамия: последствия и профилактика. Уровень физической активности по интенсивности энергетических затрат. Принципы построения занятий физической активностью.
Оценка риска. Советы по проведению занятий физической активностью. |
|
3 |
Формы и методы занятий физической культурой в детском и подростковом возрасте. Основные принципы ЛФК для детей различных возрастных |
групп. Планирование физических нагрузок здоровым детям, детям с функциональными отклонениями и пр. Упражнения на развитие силы, выносливости и гибкости. Врачебная консультация. |
||
Гигиена физической культуры. Основные системы закаливания. |
приложение 2
Примерная тематика работы школы здорового образа жизни
1. Физическая активность-основа здорового образа жизни.
Цель:
индивидуализация участниками программы собственной физической активности.
2. Здоровое питание.
Цель: повысить информированность родителей и детей по основам рационального питания для отработки навыков здорового питания с целью изменения поведенческих пищевых факторов риска развития неинфекционных заболеваний: сбалансированность рациона питания, своевременное проведение мероприятий по профилактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний.
3. Профилактика табакокурения.
Цель: снижение распространенности курения среди детей и подростков для профилактики неинфекционных заболеваний.
4. Профилактика злоупотребления алкоголя.
Цель: снижение распространенности потребления и злоупотребления
алкоголем и создание готовности к изменению поведения пациентов.
5. Соблюдение личной гигиены.
Цель: дать основы соблюдения правил личной гигиены.
6. Профилактика стрессов и привитие навыков по стрессоустойчивости.
Цель:
обучить участников тренинга адаптироваться в стрессовой ситуации.
7. Коммуникативные навыки.
Цель: обучить основам коммуникативного общения
Нашли ошибку в тексте? Сообщите об этом администратору сайта Выделите ошибку мышкой и нажмите Ctrl+Enter Спасибо за помощь!